Минералогический Музей им. А.Е. Ферсмана
Москва, Ленинский проспект 18 корпус 2,
тел. (495) 954-39-00
  • Intro banner1.jpg
  • Intro banner2.jpg
  • Intro banner3.jpg
  • Intro banner1a.jpg
  • Intro banner2a.jpg
  • Intro banner3a.jpg
  • Intro banner4.jpg
  • Intro banner5.jpg
  • Intro banner6.jpg
  • Intro banner2b.jpg
  • Intro banner3b.jpg
  • Intro banner7.jpg
  • Intro banner8.jpg
  • Intro banner9.jpg
  • Intro banner10.jpg
  • Intro banner11.jpg

Коллекция драгоценных и поделочных камней Минералогического Музея им. А.Е. Ферсмана — различия между версиями

 
(нет различий)

Текущая версия на 14:23, 13 июня 2017

М.Б.Чистякова

Коллекция драгоценных и поделочных камней Минералогического Музея им. А.Е. Ферсмана

Среди различных тематических собраний Минералогического музея коллекция поделочных и драгоценных камней (ПДК) занимает особое место. Не являясь столь строгой в научном отношении, как, скажем, систематическая коллекция или собрание кристаллов и др., она, однако же, имеет большое значение для понимания роли минерального царства в развитии культуры человечества.

Камень как орудие труда и предмет культа использовался испокон веков. Позже его стали применять в строительстве и в качестве материала для произведений искусства. Многие крупные музеи геологического профиля, стремящиеся показать камень с разных точек зрения, собирают минералы не только в естественном, но и в обработанном виде. Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана РАН также собирает такую коллекцию. В его фонде хранится много всевозможных изделий из камня, в том числе и высокохудожественных, изготовленных в лучших мастерских России.

Хотя экспонаты из поделочных камней были в Минералогическом музее и раньше, систематическое комплектование коллекции началось в 1925 г. В это время Минералогический музей, бывший до того отделом Геологического, стал самостоятельным учреждением и, упорядочивая свои фонды, выделил в них тематические коллекции. Старший ученый хранитель Музея - В.И.Крыжановский - обратился в различные организации Ленинграда с просьбой передать в Музей "изделия из камня - как-то плиты, доски, колонки, пирамиды, шары, вазы и все то каменное, что могло бы быть использовано нашим новым отделом Музея "Поделочный и драгоценный камень и история его обработки". На просьбу Музея откликнулись Эрмитаж, Строгановский дом, Музей города (Ленинграда), Комитет по изучению естественных производительных сил, Государственный музейный фонд, Военно-Медицинская академия и др. учреждения. Были поступления и из собраний частных лиц (Е.О.Романовского, А.К.Фаберже и др.). Надо сказать, что и в дальнейшем основная часть коллекции ПДК формировалась из материалов, переданных Музею государственными организациями (или купленными Музеем у них) и гораздо меньшее (а в послевоенные годы и вовсе незначительное) число экспонатов передано (или продано) частными лицами. О некоторых из них будет сказано ниже.

К 1991 г. коллекция ПДК Музея насчитывала уже более 7,5 тысяч экспонатов, причем некоторые ее разделы (например, коллекции мраморов и яшм) были укомплектованы большим количеством повторяющегося материала (однообразные полированные плитки и образцы). Учитывая ограниченную потребность Музея в такого рода экспонатах и перегруженность фондов, Музей передал часть их ЦНИГРмузею и музею "Строгановский дворец" (более тысячи инвентарных номеров). Кроме того, в последние годы при работе с коллекцией (сверке, научной инвентаризации) были обнаружены экспонаты, не соответствующие ее назначению. Они были переданы в другие разделы основного фонда Музея. В теперешнем виде коллекция не столь перегружена дубликатами и более соответствует первоначальному замыслу.Сейчас в коллекции около 6,5 тысяч инвентарных номеров, причем на один номер нередко записан не один, а несколько однотипных образцов, а если это мелкие граненые вставки, то число их может доходить до нескольких десятков, а то и сотен, так что истинное количество экспонатов значительно превышает 6500.

В отличие от других, коллекция ПДК лишь в малой степени пополняется за счет полевых сборов сотрудников. Исключение составляют экспонаты, бывшие предметом научных исследований Музея (это, главным образом халцедон и его разновидности, яшма). Поэтому состав коллекции определяется не столько потребностью Музея в том или ином материале, сколько случаем. В последние годы появилось право покупки экспонатов на ярмарках, что (при наличии средств) даст возможность более успешно дополнять плохо представленные разделы. Сейчас же диспропорции в составе фондов ПДК очень велики.

Больше всего в коллекции представлен халцедон и его разновидности (около 1,5 тыс.). Это главным образом неоправленные вставки раных размеров, изделий же наберется не более 100. Еще меньше соотношение изделий и полированных образцов в собрании яшм, которых даже после сокращения их числа осталось более 400. Это же можно сказать и о лазурите (160), родоните (140), малахите (75). Гораздо интереснее в этом смысле коллекция нефрита. В ней из 250 экспонатов около трети - изделия.

Среди прозрачных камней больше всего кварца и его разновидностей - свыше 700. Почти все это граненые вставки; есть и прекрасные изделия (мелкая пластика), о которых речь пойдет ниже.

На втором месте - берилл с разновидностями - 320 инв. номеров; здесь больше всего аквамаринов (110) и изумрудов (103). Затем идут разные гранаты (230) и турмалины (220). Значительны коллекции драгоценных корундов (около 160), топазов (135), цирконов (около 90). Остальные камни представлены гораздо меньше, а некоторые и вовсе единичными экспонатами. Из них следует упомянуть шпинели (45), фенакиты (22), хризобериллы (11) и александриты (9), танзанит (1), данбурит (6). Всего в коллекции 165 наименований (включая разновидности).

Экспонаты цветных (поделочных, декоративных) камней коллекции ПДК Музея представлены как полироваными образцами, так и изделиями, датировка которых колеблется от XVIII века (обелиск) до наших дней. Драгоценные и цветные камни, используемые в ювелирном деле, - главным образом гранеными вставками, кабошонами, реже полированными образцами. Граненые камни и разного рода вставки, за малым исключением, не оправлены, что дает возможность подробно рассмотреть детали обработки и качество камня.

Отражением содержания коллекции являются экспозиции Музея, в которых демонстрируются наиболее интересные экспонаты. Материал выставлен по классификации Бауэра-Ферсмана с некоторыми изменениями, соответствующими новым сведениям или обусловленными особенностями экспозиций Минералогического музея. Так, аметист и остальные разности кварца, попадающие в различные по ценности ювелирного сырья классы, демонстрируются вместе, поскольку являются одним минеральным видом, и т.п.

Наиболее старым экспонатом, наверное, можно считать обелиск, облицованный квадратными пластинками из яшмы, на гранитном постаменте(высота - 125 см, о котором в инвентарной книге написано, что это работа времен Петра 1 (т.е. не позже 1725 г.). К сожалению, в записях нет сведений, откуда и когда поступило это изделие.

Среди крупных старых экспонатов, постоянно находящихся в интерьере Музея, большое место занимают замечательные произведения Колыванской шлифовальной фабрики (Алтай). Для ее нужд по реке Коргон добывали очень большие цельные блоки разноцветного порфира, на горе Ревнюха - серо-зеленую с разнообразным рисунком яшму, а на реке Белой - розовый, желтый, белый (однотонный, пятнистый, полосчатый) кварцит, получивший по месту нахождения название "белоречит". Из этих блоков на фабрике вырезали и шлифовали крупные (составные и цельные) художественные изделия.

Наиболее ранние из имеющихся в Музее изделия - два камина из ревневской яшмы. Высота каминов 130 см. На одном из них выгравирована подпись: "Колыв. Шлиф.Фабрики. Начат обработкой 8 марта 1861 г.; Окончен 24 февраля 1863 г. Управляющий Надворный Советник Злобин". Второй камин делался с 1866 по 1869 г.На Колыванской фабрике сделано и прекрасное трюмо высотой 240 см из серого коргонского порфира, стоящее в вестибюле Музея . На нем тоже сохранилась сходная надпись. Дата изготовления 24.08.1871-30.04.1874 г.
Три крупных вазы работы той же фабрики (две из ревневской яшмы и одна из порфира) стоят на порфировых постаментах, изготовленных в 1896 г. Все эти экспонаты поступили в Музей в 1923 г. из Музея города (Ленинград).

Из крупных изделий непременно нужно отметить еще две вазы. Одна из них высотой 75 см стоит в центре зала. Сделана она из уральского малахита и датируется, по-видимому, серединой прошлого века, когда изделия из малахита были в большой моде Изготовдена обычным для предметов из российского малахита способом - чугунная основа оклеена тонкими пластинками, подобранными по цвету и рисунку так, что создается впечатление цельного камня. В Музей ваза поступила в 1920 г. из собрания Абамелик-Лазаревой. Вторая ваза - из орлеца месторождения М.Седельниково, Урал. Ваза составная, но каждая из частей сделана из монолита. Для орлеца ваза такого размера (высота 100 см) - уникальна. Поступила в Музей в 1920 г. из Музея города.

В коллекции ПДК Музея есть изделия и других императорских гранильных фабрик (их было три в России) - Екатеринбургской и Петергофской. Екатеринбургская фабрика мало представлена в Музее. О высоком художественном уровне ее изделий можно судить по прекрасной вазе из серо-зеленой калканской яшмы (Урал). Плоская квадратная чаша с круглым рифленым основанием покоится на резной ножке. В нижней части надпись "В Екатеринбурге мастер Коковин 1828 года". Занятное изделие из яшмы в "народном" духе - пепельница в виде пня, рядом с которым растут грибы и замерла ящерица. На нижней стороне надпись "Россия. Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика. Управляющий В.Мостовенко. 1892 г.". Гораздо больше в коллекции работ из Петергофа. Это, главным образом, мелкие изделия из горного хрусталя, нефрита, белоречита, агата и др. камней. На этой же фабрике был сделан и один из самых замечательных, а может быть и лучший, экспонат музейной коллекции ПДК. Это шкафчик высотой 160 см из драгоценного дерева амбоин с бронзовыми накладками. В его дверцы и ящик вставлены панно из цветных камней, выполненные способом флорентийской мозаики. Шкафчик (и еще два, хранящиеся в Государственном Эрмитаже) был сделан по заказу императрицы Марии Федоровны в конце 80-х годов прошлого века. В 1893 г. он был на выставке в Чикаго и имел там огромный успех. После Октябрьской революции хранился в Лаборатории камня, а из нее в 1962 г. был передан в Минералогический музей.

Есть в Музее, как уже упоминалось раньше, и прекрасные экспонаты, подаренные частными лицами. Среди крупных собраний такого рода, особенно интересна коллекция драгоценных и поделочных камней (около трехсот инв. номеров), переданная Музею А.К.Фаберже перед его отъездом за границу через академика А.Е.Ферсмана, вместе с которым он работал в Комиссии по описанию ценностей царского двора. В нее вошли обработанные драгоценные камни различного достоинства, входившие в личную коллекцию Агафона Карловича, и поделочные (в виде разного рода кабошонов, плоских вставок и пр.), предназначенные, скорее всего, для изделий, выпускавшихся фирмой. Конечно, самой интересной является коллекция семьи Фаберже. В нее входит уникальное по разнообразию цвета (желтые, оранжевые, фиолетовые) собрание крупных ограненных топазов из Бразилии, а также великолепные аквамарины, фенакиты, хризобериллы и александриты Урала, звездчатые сапфиры, опалы, аметисты и другие ограненные камни из различных месторождений. Надо сказать, что в Музее хранится и несколько изделий фирмы Фаберже; поступили они (кроме вазы из горного хрусталя, переданной А.К.Фаберже) из Комиссии по изучению естественных производительных сил. Среди них - строгий письменный прибор из саянского нефрита с серебром с клеймом мастера А.Хольстрема, изящная статуэтка в японском стиле в виде сосны (золото, изумруды), обвитой цветущей глицинией (золото, нефрит, эмаль) на подставке из мраморного оникса и благородного змеевика работа мастера фирмы Ф.Афанасьева периода 1908-1917 гг.; выразительная фигурка закуривающего солдата в походной форме, датированная 1915 г., когда популярностью пользовалась военная тематика и несколько других.

Особого внимания заслуживают два совершенно одинаковых по форме изделия, выполненные из разного материала. Это фигурки ледовоза. Одна из них серебряная (проба 88) на кварцевом постаменте. На серебре - клейма мастера фирмы Я.Армфельта. Другая так описана главным руководителем мастерских фирмы Ф.П.Бирбаумом: "На постаменте из грязного кварца, изображающего санный путь, стоят лошаденка и мальчик-извозчик в типичной шапке с ушками. Лошадь коричневой яшмы с гривой более темного цвета. Вся группа трактована натуралистически и очень удачна по движению, типичности фигур и их деталей. Последние две фигуры (имеется в виду солдат) исполнены по моделям художника Георгия Савицкого, который проявил в них присущий ему такт и наблюдательность". Серебряное изделие, очевидно, было моделью для мозаичной скульптуры из разнообразных цветных камней.

Очень интересное изделие фирмы Фаберже поступило в Музей совсем недавно - в 1992 г. Это довольно большой - высотой 16 см - массивный гриб из коричневого (по-видимому шокшинского) шершавого кварцита; в шляпку вставлен довольно глубокий серебряный (проба 88) стаканчик с клеймом фирмы Фаберже и мастера Ю.А.Раппопорта. Долгое время сотрудники Музея не могли выяснить назначение этой вещи. Оказалось, что это приспособление для зажигания спичек, поэтому поверхность его так грубо обработана; а стаканчик - для обгоревших спичек.

Есть в коллекции ПДК и экспонаты, связанные с историческими личностями. Помимо уже упомянутого шкафчика императрицы Марии Федоровны, это предметы, принадлежавшие императору Николаю II. Будучи еще наследником престола, он возвращался из Японии в Петербург через всю огромную Россию. В местах остановок устраивались праздники, преподносились подарки. Из них в Минералогический музей были переданы Музеем дворца искусств в 1922 г. подносное блюдо и шкатулка. Блюдо сделано из орской яшмы и украшено накладными надписями из драгоценных камней в золоте, лавровыми и дубовыми ветвями из змеевика и башкирским гербом из яшмы. По краю блюда - надпись "От башкир Орского уезда", выложенная изумрудами; в центре - инициалы Н.А. под короной и дата, выполненные также из различных драгоценных камней - рубинов, изумрудов, сапфиров, александритов, бериллов, топазов, аметистов и др. Сделано блюдо в мастерской Лагутяева (Екатеринбург).

Другой подарок - овальная рифленая серебряная шкатулка размером 36х30х6 см работы Фаберже с накладными гербом и лентой с надписью "Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу 1890 и 1891 г.". В центре - медальон с картой Нерчинского округа. Внутри шкатулки на синем бархате - 12 стеклянных с серебряными пробками пробирок со шлихами золота из нерчинских приисков. Еще один интересный экспонат - подарок Н.С.Хрущеву афганского короля Мохамеда Захершаха. Это письменный прибор из бадахшанского лазурита и золота с инициалами Н.С.Х. работы английских мастеров. Передан прибор в Музей Оружейной палатой.

Среди изделий прошлого века, подаренных Музею в послевоенные годы частными лицами, обычно привлекает внимание большой письменный прибор из мраморного оникса с бронзой от четырех сестер Соловьевых (Л.С., А.С., О.С. и Е.С.) - 1990 г. Замечателен также пресс для бумаг, подаренный Музею в 1959 г. А.Н.Куприяновым. Это характерное для конца Х1Х в. изделие - на плоском яшмовом основании (собственно прессе - объемное украшение в виде различных ягод и листьев, вырезанных из яшмы, сердолика, горного хрусталя, селенита, коралла, змеевика и др. Ягоды выглядят очень натуралистично и всегда вызывают живой интерес.

Все упомянутые экспонаты - сделаны российскими мастерами. Зарубежные изделия представлены в меньшем количестве, но и среди них есть прекрасные произведения искусства. Так, среди многочисленных изделий из нефрита выделяются искусной резьбой китайские, переданные Музею КЕПС (1925 г.), В.И.Крыжановским (1923 г.) и приобретенные Музеем. Немало китайских вещей сделано и из других камней - агата, сердолика, агальматолита и пр. Единичными экспонатами представлены Япония (статуэтка из коралла (фото 23), переданная У.Г.Мартином в 1981 г. и Гонконг (изделия из заирского малахита, полученные по обмену).

Предметы западноевропейского искусства немногочисленны. Самое интересное из них - настольные (или каминные) часы в виде триумфальной арки высотой 70 см, итальянского мастера Рафаэли. Датируются 1814 г. По имеющимся в Музее устным сведениям, Рафаэли восхищался Наполеоном и сделал эти часы в его честь. Под аркой когда-то была бронзовая фигурка императора, но до наших дней она не сохранилась. В отделке часов использованы мрамор, порфир, малахит, лабрадорит (инв. ╧ 1712). Прекрасны также две столешницы итальянских мастеров (флорентийская мозаика).

Достаточно много в Музее изделий современных отечественных камнерезов.Датируются они, главным образом, 1970-80-х годами, когда после долгого перерыва, камнерезное дело начало понемногу возрождаться в нашей стране. В это время Музей приобретал многочисленные вазы, шкатулки, пепельницы. Коллекция их прекрасно иллюстрирует замечательные российские поделочные камни - нефрит (белый, разной интенсивности зеленый, черный), чароит, волластонит-геденбергитовый скарн, яшму, но сами изделия очень однообразны и часто невыразительны. Много прекрасного материала ушло на "ширпотреб". Эти изделия выставлены в разделах экспозиции, посвященных тому или иному поделочному камню.

Если изделия из поделочных камней занимают двенадцать витрин в экспозиции ПДК, то драгоценные граненые камни - всего одну. Тем не менее, в ней выставлено очень большое количество материала, дающее полное представление и о хорошо известных и о мало распространенных драгоценных камнях разных порядков. Нет смысла перечислять названия демонстрируемых камней (их более пятидесяти - минеральных видов и разновидностей, представленных несколькими сотнями экспонатов). В большинстве случаев минеральный вид - например, берилл - представлен всеми разновидностями, используемыми в ювелирном деле - бериллом, изумрудом, аквамарином, гелиодором. Экспозиция гранатов включает темно-красные пиропы, альмандины, часто имеющие красно-фиолетовый оттенок, сверкающие желто-зеленые и зеленые демантоиды (лучшие из них по цвету близки к изумруду), оранжево-желтые гессониты и спессартины. То же можно сказать и о других камнях, не имеющих особых названий по цвету - топазах, шпинелях и др. Рядом с гранеными вставками показано сырье - в виде кристаллов, необработанных или пришлифованных образцов.

К сожалению, значительное число ограненного материала не имеет географической привязки. Камни сменили много владельцев, и сведения о месторождениях, откуда они добыты, утрачены. В некоторых случаях эти потери восстановимы. Так, по газово-жидким и минеральным включениям в изумрудах (а изумруды практически всегда богаты включениями) удалось выяснить месторождения более чем 200 граненых вставок, добытых, в основном, из месторождений Колумбии.

В последнее десятилетие Музей приобрел новые для его коллекций образцы (граненые вставки) - светло-сиреневые и желтые мариалиты с горы Скаполитовой на реке Кукурт (В.Памир), розовато-сиреневую шпинель из старинного, разрабатывавшегося много веков месторождения Кухи-Лал (ЮЗ Памир), малиновый (рубеллит), зеленый (индиголит) и полихромный турмалин (эльбаит) из Малханского хребта в Забайкалье. Уникальные фенакиты из Малышевского месторождения и некоторые другие прекрасные камни были получены в последние годы из государственных учреждений. Эти поступления и возможность приобретать экспонаты на ярмарках и у частных лиц, дают основания полагать, что коллекция ПДК Музея и в дальнейшем будет пополняться и становиться более строгой в научном отношении и ценной - в художественном.