Минералогический Музей им. А.Е. Ферсмана
Москва, Ленинский проспект 18 корпус 2,
тел. (495) 954-39-00
  • Intro banner1.jpg
  • Intro banner2.jpg
  • Intro banner3.jpg
  • Intro banner1a.jpg
  • Intro banner2a.jpg
  • Intro banner3a.jpg
  • Intro banner4.jpg
  • Intro banner5.jpg
  • Intro banner6.jpg
  • Intro banner2b.jpg
  • Intro banner3b.jpg
  • Intro banner7.jpg
  • Intro banner8.jpg
  • Intro banner9.jpg
  • Intro banner10.jpg
  • Intro banner11.jpg

Экскурсия 26 апреля 2018 — различия между версиями

(Новая страница: «<gallery mode="packed" heights="250px" caption="Знакомство с экспозицией"> Файл:Vaza.jpeg Файл:Ekskursia.jpeg </gallery> <gallery…»)
 
Строка 1: Строка 1:
 +
''В Москве проводится пилотный проект, в рамках которого научные институты организуют уроки для младшеклассников. Olimpiada.ru посетила урок окружающего мира в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана РАН вместе с 3 «Э» классом 57 школы и расспросила участников о впечатлениях.''
 +
 +
''О том, готовы ли серьезные научные институты принимать с распростертыми объятиями шумных третьеклашек и чему они могут там научиться, нам перед началом урока рассказал директор Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН Павел Юрьевич Плечов.''
 +
 +
 +
'''Чем урок в музее отличается от экскурсии?'''
 +
Мы экспериментируем и пытаемся найти форматы, которые позволят школьникам понять то, что находится вокруг них. В школе есть предметы, которые так или иначе связаны с миром минералов: природоведение, география, химия, физика. Об этом мало кто знает, но первые физики были минералогами, и многие законы химии и физики вышли именно из изучения минералов. С помощью уроков в музее мы стараемся найти форму закрепления материала, который дети узнали в школе. Сегодня мы им покажем и даже дадим потрогать то, о чем им рассказывали в классе. А в будущем нам бы хотелось разработать несколько программ для разных параллелей и в разных направлениях.
 +
 +
'''А каким образом вы составляете программу урока?'''
 +
Обычно это происходит адаптивно. Естественно, рамки того, что мы можем рассказывать, очень широки и ни одного урока не хватит, чтобы показать все, что у нас есть. Поэтому мы смотрим на конкретных школьников и опираемся на пожелания учителей начальных школ. Неделю назад мы проводили пробное занятие и получили обратную связь. Кроме того, мы работали в тесном контакте с Романом Борисовичем Соловьевым, он преподает окружающий мир в классе, который сегодня к нам приходит.
 +
 +
'''О чем будет сегодняшний урок?'''
 +
Мы рассмотрим некие физические свойства природы. На примере метеоритов я объясню детям, что такое ядро и мантия Земли, а во время мастер-класса покажу разницу между жидким, твердым и кристаллическим состояниями, мы сравним твердость разных веществ. И, конечно, я постараюсь использовать те слова и минералы, которые у всех на слуху: кварц, топаз, алмаз, берилл и так далее.
 +
 +
'''Насколько, по вашему мнению, ваш музей приспособлен для младшеклассников? Они все-таки довольно беспокойные ребята.'''
 +
У нас потрясающий музей, один из крупнейших в мире, а еще это одна из старейших научных организаций в России. С одной стороны, это большая ответственность, но с другой, это нам и помогает. Наш музей как храм: даже непоседы здесь притихают и начинают смотреть и слушать, они впитывают эту атмосферу и приобщаются к той культуре, истории, науке, которая тут есть. У нас проходит очень много экскурсий и праздников и для младшеклассников, и для дошкольников, и они всегда ведут себя спокойно. Хотя после часто выходят и начинают бегать и играть в снежки и в догонялки, но в музее никто не шумит.
 +
 +
'''Как вам кажется, действительно ли существует такая тенденция, что музеи в последние годы становятся ближе к людям?'''
 +
Да, и мы, например, предпринимаем для этого все усилия. С одной стороны, мы сейчас очень много делаем в науке: наш музей попал в первую категорию научных организаций (в России таких всего 140), мы поставили мировой рекорд по количеству находок новых минералов: за последние пять лет открыли более ста. Это очень высокий мировой уровень. С другой стороны, мы стараемся быть ближе к широким слоям населения. Мы должны объяснять то, чем мы занимаемся, нельзя забывать, что это тоже наше призвание.
 +
 +
 +
 +
''Мы поговорили с сотрудником Центра педагогического мастерства, разработчиком курса по окружающему миру и преподавателем этого предмета в школе 57 Романом Борисовичем Соловьевым о том, в чем главная цель уроков в музее и что такие необычные мероприятия дают детям.''
 +
 +
 +
'''Для вашего класса это первый урок в музее или вы часто их посещаете?'''
 +
С этим классом в Минералогическом музее мы впервые, а вообще стараемся, конечно, ходить постоянно. Если есть такая возможность закрепить материал, показать школьникам вживую то, что мы видели на фотографиях, то, что я им описывал словами, то эту возможность надо использовать.
 +
 +
'''Музей достаточно серьезный, академический, насколько ребятам тут интересно?'''
 +
Да, конечно, музей научный, но у всякой науки есть популярная сторона. Если делать хорошую популярную науку, то за академичностью всегда проступит ясность, любовь к юному исследователю и понимание того, что ему нужно.
 +
 +
'''То есть, пробудить в ребятах интерес к науке – одна из целей сегодняшнего урока?'''
 +
Безусловно. Главная моя задача как учителя – повторить то, что мы учили. Но если экскурсия хороша, если экскурсию ведет действительно глубокий, серьезный ученый, то он всегда заразит детей любовью к науке. А сегодня урок проводил Павел Юрьевич Плечов, ученый с мировым именем, так что о чем тут говорить.
 +
 +
'''По вашему опыту, что такие уроки в музее дают ученикам? Это как-то влияет на их результаты в школе?'''
 +
Это сложный вопрос. Безусловно, они здесь получают знания. Но образование – это не всегда только знания и даже не всегда только структурированные знания. Образование – это некоторый целостный образ, составленный из этих знаний, это некоторый гештальт. Для гештальта как раз очень важно сюда приходить. Если человек забывает какую-то конкретику, это нестрашно, все равно у него в голове остается целостный образ этого музея, его витрин, этих минералов. Это и есть образование.
 +
 +
 +
 +
''После урока ребята рассказали, что им понравилось больше всего.''
 +
 +
 +
'''Леонид''':
 +
Сегодня мы побывали в музее, где были всякие редкие штучки, мне здесь больше всего понравился алмаз и водопад с разными драгоценностями. Меня удивило то, что у одного вещества может быть куча разных форм и разных цветов. Это очень прикольно!
 +
 +
'''Федя''':
 +
Мы смотрели разные минералы, нам про них рассказывали, это было очень интересно. Больше всего мне запомнились большие и красивые объекты, например, сера. Она мне понравилась даже больше, чем алмазы, потому что они маленькие.
 +
 +
'''Леша''':
 +
Мне больше всего запомнился, наверное, малахит и поделки из него. Еще мы сегодня плавили металл, а потом он снова становился твердым. Мне очень понравилось бить камни молотком: мы смотрели, насколько они прочные.
 +
 +
'''Саша''':
 +
Сегодня было много интересного, я многого не знал. Мне понравились красивые кристаллы и поделки из камней, больше всего запомнилась поделка «Рождение Чужого». А еще мы делали опыты и смотрели, какие минералы можно поцарапать, а какие – нет.
 +
 +
'''Женя''':
 +
Мне, наверное, больше всего понравился метеорит: он и из железа, и из камня. Еще меня очень впечатлили большие минералы, особенно большой аметист. Было интересно, когда мы кололи разные камни и проверяли их на прочность, а еще можно было взять осколочек себе в коллекцию, я взяла несколько. Еще мне очень понравилось, что этому музею все дарили свои камни и тут, например, есть что-то из коллекции Петра Первого.
 +
 +
 +
'''Ксения Донская'''
 +
 +
Источник https://olimpiada.ru/article/829
 +
 
<gallery mode="packed" heights="250px" caption="Знакомство с экспозицией">
 
<gallery mode="packed" heights="250px" caption="Знакомство с экспозицией">
 
Файл:Vaza.jpeg
 
Файл:Vaza.jpeg
 
Файл:Ekskursia.jpeg
 
Файл:Ekskursia.jpeg
 
</gallery>
 
</gallery>
 
  
  

Версия 06:35, 15 мая 2018

В Москве проводится пилотный проект, в рамках которого научные институты организуют уроки для младшеклассников. Olimpiada.ru посетила урок окружающего мира в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана РАН вместе с 3 «Э» классом 57 школы и расспросила участников о впечатлениях.

О том, готовы ли серьезные научные институты принимать с распростертыми объятиями шумных третьеклашек и чему они могут там научиться, нам перед началом урока рассказал директор Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН Павел Юрьевич Плечов.


Чем урок в музее отличается от экскурсии? Мы экспериментируем и пытаемся найти форматы, которые позволят школьникам понять то, что находится вокруг них. В школе есть предметы, которые так или иначе связаны с миром минералов: природоведение, география, химия, физика. Об этом мало кто знает, но первые физики были минералогами, и многие законы химии и физики вышли именно из изучения минералов. С помощью уроков в музее мы стараемся найти форму закрепления материала, который дети узнали в школе. Сегодня мы им покажем и даже дадим потрогать то, о чем им рассказывали в классе. А в будущем нам бы хотелось разработать несколько программ для разных параллелей и в разных направлениях.

А каким образом вы составляете программу урока? Обычно это происходит адаптивно. Естественно, рамки того, что мы можем рассказывать, очень широки и ни одного урока не хватит, чтобы показать все, что у нас есть. Поэтому мы смотрим на конкретных школьников и опираемся на пожелания учителей начальных школ. Неделю назад мы проводили пробное занятие и получили обратную связь. Кроме того, мы работали в тесном контакте с Романом Борисовичем Соловьевым, он преподает окружающий мир в классе, который сегодня к нам приходит.

О чем будет сегодняшний урок? Мы рассмотрим некие физические свойства природы. На примере метеоритов я объясню детям, что такое ядро и мантия Земли, а во время мастер-класса покажу разницу между жидким, твердым и кристаллическим состояниями, мы сравним твердость разных веществ. И, конечно, я постараюсь использовать те слова и минералы, которые у всех на слуху: кварц, топаз, алмаз, берилл и так далее.

Насколько, по вашему мнению, ваш музей приспособлен для младшеклассников? Они все-таки довольно беспокойные ребята. У нас потрясающий музей, один из крупнейших в мире, а еще это одна из старейших научных организаций в России. С одной стороны, это большая ответственность, но с другой, это нам и помогает. Наш музей как храм: даже непоседы здесь притихают и начинают смотреть и слушать, они впитывают эту атмосферу и приобщаются к той культуре, истории, науке, которая тут есть. У нас проходит очень много экскурсий и праздников и для младшеклассников, и для дошкольников, и они всегда ведут себя спокойно. Хотя после часто выходят и начинают бегать и играть в снежки и в догонялки, но в музее никто не шумит.

Как вам кажется, действительно ли существует такая тенденция, что музеи в последние годы становятся ближе к людям? Да, и мы, например, предпринимаем для этого все усилия. С одной стороны, мы сейчас очень много делаем в науке: наш музей попал в первую категорию научных организаций (в России таких всего 140), мы поставили мировой рекорд по количеству находок новых минералов: за последние пять лет открыли более ста. Это очень высокий мировой уровень. С другой стороны, мы стараемся быть ближе к широким слоям населения. Мы должны объяснять то, чем мы занимаемся, нельзя забывать, что это тоже наше призвание.


Мы поговорили с сотрудником Центра педагогического мастерства, разработчиком курса по окружающему миру и преподавателем этого предмета в школе 57 Романом Борисовичем Соловьевым о том, в чем главная цель уроков в музее и что такие необычные мероприятия дают детям.


Для вашего класса это первый урок в музее или вы часто их посещаете? С этим классом в Минералогическом музее мы впервые, а вообще стараемся, конечно, ходить постоянно. Если есть такая возможность закрепить материал, показать школьникам вживую то, что мы видели на фотографиях, то, что я им описывал словами, то эту возможность надо использовать.

Музей достаточно серьезный, академический, насколько ребятам тут интересно? Да, конечно, музей научный, но у всякой науки есть популярная сторона. Если делать хорошую популярную науку, то за академичностью всегда проступит ясность, любовь к юному исследователю и понимание того, что ему нужно.

То есть, пробудить в ребятах интерес к науке – одна из целей сегодняшнего урока? Безусловно. Главная моя задача как учителя – повторить то, что мы учили. Но если экскурсия хороша, если экскурсию ведет действительно глубокий, серьезный ученый, то он всегда заразит детей любовью к науке. А сегодня урок проводил Павел Юрьевич Плечов, ученый с мировым именем, так что о чем тут говорить.

По вашему опыту, что такие уроки в музее дают ученикам? Это как-то влияет на их результаты в школе? Это сложный вопрос. Безусловно, они здесь получают знания. Но образование – это не всегда только знания и даже не всегда только структурированные знания. Образование – это некоторый целостный образ, составленный из этих знаний, это некоторый гештальт. Для гештальта как раз очень важно сюда приходить. Если человек забывает какую-то конкретику, это нестрашно, все равно у него в голове остается целостный образ этого музея, его витрин, этих минералов. Это и есть образование.


После урока ребята рассказали, что им понравилось больше всего.


Леонид: Сегодня мы побывали в музее, где были всякие редкие штучки, мне здесь больше всего понравился алмаз и водопад с разными драгоценностями. Меня удивило то, что у одного вещества может быть куча разных форм и разных цветов. Это очень прикольно!

Федя: Мы смотрели разные минералы, нам про них рассказывали, это было очень интересно. Больше всего мне запомнились большие и красивые объекты, например, сера. Она мне понравилась даже больше, чем алмазы, потому что они маленькие.

Леша: Мне больше всего запомнился, наверное, малахит и поделки из него. Еще мы сегодня плавили металл, а потом он снова становился твердым. Мне очень понравилось бить камни молотком: мы смотрели, насколько они прочные.

Саша: Сегодня было много интересного, я многого не знал. Мне понравились красивые кристаллы и поделки из камней, больше всего запомнилась поделка «Рождение Чужого». А еще мы делали опыты и смотрели, какие минералы можно поцарапать, а какие – нет.

Женя: Мне, наверное, больше всего понравился метеорит: он и из железа, и из камня. Еще меня очень впечатлили большие минералы, особенно большой аметист. Было интересно, когда мы кололи разные камни и проверяли их на прочность, а еще можно было взять осколочек себе в коллекцию, я взяла несколько. Еще мне очень понравилось, что этому музею все дарили свои камни и тут, например, есть что-то из коллекции Петра Первого.


Ксения Донская

Источник https://olimpiada.ru/article/829